История отечественного фарфора – это история великих побед и дерзких решений.
Как и в любой другой технологии, этот путь состоял из множества ошибок и откровений, которое в итоге привели к появлению санкт-петербуржской школы изготовления костяного и твердого фарфора.
Любой современный сервиз или чайная пара с рисунком кобальтовая сетка несет отпечаток трехсотлетних традиций, которые стали символом Императорского Фарфорового Завода.
Прежде, чем купить чашку или сервиз кобальт, истинный ценитель всегда поинтересуется историей его создания и посмотрит заводской штамп на обратной стороне изделия. Ниже мы поведаем вам об основных вехах становления ЛФЗ, достижениях его мастеров и причинах популярности фарфора кобальтовая сетка.
Как возник отечественный фарфор?
Около 300 лет назад русские стремились воспроизвести полупрозрачный молочно-белый костяной фарфор, импортируемый из Китая самыми богатыми семьями в Европе. Петр Великий попытался сделать это в 1715 году и потерпел неудачу.
Лишь в середине XVIII века, спустя 14 лет после того, как немецкие алхимики взломали формулу изготовления фарфора, дочь Петра, императрица Елизавета, открыла Императорский фарфоровый завод и начала выпускать фарфоровые изделия, окрашенные в золотой, красный и синий цвета, предназначенные для маскировки недостатков ранней технологии.
Фабрика продолжала радовать царскую семью позолоченными статуэтками, сервизами и столовыми элементами, пока большевики не вступили во владение ею в 1917 году. В конце концов, в 1936 году они переименовали его в Ленинградский (Ломоносовский) фарфоровый завод.
На заводе существовал специальный цех покраски, и именно его мастеровые ставили тысячи опытов, чтобы добиться требуемого качества рисунка. Отсюда и берет начало императорский фарфор кобальтовая сетка.
Появление рисунка кобальтовая сетка
Русский фарфор 20-х и 30-х годов был популярен благодаря искусству таких художников, как Б.М. Кустодиева, Казимира Малевича и Василия Кандинского.
Сам рисунок кобальтовая сетка на фарфоре появился благодаря внезапной идее Анны Яцкевич, одной из учениц Кандидского. Культовый образец росписи, который стал визитной карточкой завода в XX веке, возник в конце 1944 года.
Юная художница Анна, когда разрисовывала чайный сервиз в форме розы созданный мастером Серафимой Яковлевой, впервые нанесла на фарфор характерный пересекающийся узор из сетки. Он напоминал ей о временах блокады, защитных полосах резаных газет на окнах и перекрещенных лучах сигнальных прожекторов.
История сохранила описание ее опыта:
…Сначала ничего не получалась. Потом я вспомнила эти страшные ночи, тени заградительных аэростатов и вой сирен. Пока я вспоминала – руки, словно сами собой, разукрашивали сервиз. Получилось именно так, как выглядели пересеченные лучи прожекторов на темном небе, только более упорядоченно и темно-синего цвета кобальта Я подумал, что это не то, что надо, но всем неожиданно понравилось…
С окончанием войны многие жители Ленинграда пожелали приобрести посуду и столовые приборы с рисунком кобальтовая сетка. Купить их вскоре стало довольно затруднительно – в послевоенной разрухе ИФЗ не справлялся с наплывом заказов. До 50-х годов общее количество чайных пар, сервизов и прочих изделий составило всего около 7000 единиц, и этого было явно недостаточно для удовлетворения потребительского спроса.
Рисунок кобальт в широкое производство вышел в 1950 году. Наносили его только вручную, кистью, а на самом фарфоре делали специальные углубления, чтобы линии получались ровными. Окончательный вариант рисунка создала в 1951 году ученица Анны - Ольга Долгушина.
Производство в Ленинграде восстанавливали всерьез и уже к 1960 году в СССР многие семьи – особенно в Украине, Белоруссии и западной части России – владели наборами из твердого фарфора с кобальтовой сеткой.
Современное позиционирование фарфора кобальтовая сетка
После распада Союза завод некоторое время пребывал в упадке, однако в 1997 году произошла реорганизация. Продукция начала идти на экспорт в СНГ и значительную роль в популярности этой разновидности рисунка сыграло значение кобальтовой сетки, как символа несломленного духа жителей при осаде Ленинграда.
В период с 1997 по 2017 гг. было продано более 45000 единиц товара с рисунком кобальтовая сетка.
Прошло более восьмидесяти лет после создания легенды, но и сейчас уникальные изделия ИФЗ продолжают радовать ценителей отечественного фарфора.
Магазин «Дом Фарфора» является официальным дистрибьютором Императорского Фарфорового Завода. Мы предлагаем вам приобрести товар этого производителя и ощутить в руках неповторимую тонкость и изящество современных чашек и сервизов с кобальтовой сеткой.